В указе президента РФ от 7 мая 2018 года сказано, что Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся, проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Платформой для проведения тестирования является «Российская электронная школа» на портале «Электронный банк для оценки функциональной грамотности».
Мониторинг проводится с 2000 года. С периодичностью раз в три года. В разные годы в нем принимали участие более 60 стран мира. Ближайший мониторинг ожидается в 2022 году (перенесен с 2021 года в связи с эпидемией коронавируса).
В каждом цикле исследований уделяется основное внимание одному из направлений. Первоначально исследование проводилось по 3 направлениям